Регенерация промышленной прибрежной морской зоны баку. Реновация промышленных территорий и объектов Высотный центр Мельбурна
Введение
В структуре развивающегося современного города в последние годы проблема реновации промышленных территорий является особенно актуальной. Под термином реновация понимается адаптивное использование зданий, сооружений, комплексов при изменении их функционального назначения.
Целесообразность реновации, внедрения альтернативных функций обуславливают социальные, экономические, психологические, исторические и эстетические факторы. Многие промышленные предприятия переносятся из центра города на его окраины, в область. При отказе от промышленного использования территории предусматривается снижение негативного воздействия на экологию.
Использование внутренних территорий, архитектурно-пространственная и функциональная организация которых на сегодняшний день не соответствует их градостроительной значимости и потенциалу, обычно не предполагает реновацию и восстановление предприятий. Поэтому одним из вариантов использования территории является полный снос существующего объекта и строительство нового по функциям комплекса с нуля. (Квартал Гелизен Кирхен, Германия, арх. М. Ковальски – на территории завода по производству печей) [Прил. 1].
Но при таком методе значительно увеличиваются затраты на снос объектов, на расчистку территории и так далее. Тем более что во многих случаях производственные здания являются архитектурными памятниками и охраняются государством (что очень характерно для нашего города []).
Именно поэтому в данной работе я и хочу рассмотреть примеры различных вариантов преобразования промышленных территорий и объектов с сохранением зданий и изменением функции, проанализировать опыт различных стран и архитектурных мастерских.
- В.С. Антощенков. Курс лекций «Современное градостроительство»
Центр искусств и медиатехнологий в Карсруэ
Начать сравнение хотелось бы с примеров из зарубежной практики проектирования.
Первый объект, который мне хотелось бы рассмотреть, - Центр искусств и медиатехнологий в Карсруэ (Zentrum für Kunst und Medientechnologie Karlsruhe), Германия [Прил. 2].
Размещение в 1997 году на территории и в корпусах индустриального предприятия «IKWA-Карлсруэ-Аугсбург» современного общественного центра стало одним из примеров радикального пересмотра роли промышленного объекта в обновлении городского ландшафта. Широкие, высотой в три этажа блоки здания фабрики симметрично расположены вокруг десяти внутренних дворов. Здание выполнено из бетонных рам с заполнением кирпичной кладкой по фасадам. Заброшенное в семидесятые, а затем оккупированное художниками, в конечном счете здание было переведено в ряд памятников промышленной архитектуры.
Конкурс на реконструкцию, обслуживание и расширение здания завода выиграла архитектурная мастерская ASP SCHWEGER ASSOZIIERTE. Архитекторы удачно сохранили здание 1918 года и внедрили новые высокотехнологичные элементы. Например, для избежания негативного влияния шума и вибрации на здание, звуковая студия была вынесена за пределы фабрики в виде большого стеклянного куба перед фасадом.
Современные электронные технологии, как правило, требуют пространство - не более чем обыкновенную коробку, поэтому в промышленных масштабах залов, с крупными пролетами, фабрика представляла потенциально идеальный контейнер.
Перекрыв дворы фонарями и преобразив внутренние пространства, архитекторы добились идеального современного и функционального пространства. Размещенные на крышах солнечные генераторы питают трамвайные пути прилегающих территорий.
Особое внимание на данном объекте было уделено преобразованию участка вокруг здания, попытке создания максимально естественного природного комплекса вокруг здания, тем самым играя контрастами между высокими технологиями и возвращением к природе при выходе из здания. Проблема с парковками была решена устройством заглубленного паркинга на протяжении всего здания. Вся площадь над этим гаражом представляет собой зеленый газон, с восемью модулями искусственного рельефа с посадками деревьев. Модули выполнены из металлических листов, сохраняя таким образом «память места», его индустриальное прошлое.
- Mixed media - architectural design of an art center in Karlsruhe, Germany. The Architectural Review, April, 1998 by Layla Dawson
- В.А. Нефедов. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. - СПб, 2002
Газгольдеры в Вене
Следующий объект, который привлек мое внимание, - комплекс Газгольдеров в Вене , Австрия [Прил. 3, 4].
Газгольдеры были построены в Вене между 1896 и 1899 годами. Изначально эти громоздкие здания (62 м внутренний диаметр и 72 метра высотой) служили резервуарами для газа, но в 1970 они стали не востребованы и всё техническое оборудование было удалено. Осталась кирпичная оболочка и 90000 кубометров внутреннего пространства, охраняемые как памятники архитектуры.
В 1995 году было принято решение о преобразовании функции существующих газгольдеров в жилье и торгово-деловые помещения. После проведенного конкурса определись 4 архитектурных мастерских, каждая из которых взяла для работы одно из 4-х зданий: Coop-Himmelb(l)au, Manfred Wehdorn, Wilhelm Holzbauer и Jean Nouvel.
Все архитекторы подошли к преобразованию зданий по-разному. У Нувеля внутренняя часть состоит из 9-ти сегментов, расположенных по кругу, с небольшим отступом от существующих стен. Здесь располагается 14-этажное жилье. Внутри расположен торговый центр, перекрытый куполом, имеющий связь со всеми 4-мя газгольдерами, окруженный газоном и растительностью. В проекте у Нувеля также была идея создать собственный микроклимат внутри газгольдера, подвесив под куполом климатическое оборудование, но она не осуществилась.
Газгольдер «B» был поручен мастерской Coop Himmelb(l)au. Если все остальные архитекторы формировали только внутренние объемы, то Вульф Прикс предложил дополнить 3 новых формы, причем одну из них - снаружи, тем самым показывая современную архитектуру тем, кто не попадает внутрь комплекса. Внутри здания – цилиндрический объем с офисами, снаружи - ломаная плоская форма-экран, также с офисными помещениями, а на 1-м этаже располагается многофункциональный зал для общественных мероприятий, магазины и развлечения.
В проекте Ведорн Архитектс внутри газгольдера пространство разделено на 8 секторов, каждый из которых по высоте делится на функциональные зоны: жилье, офисы, торговля, паркинг (сверху вниз). Двор над гаражом перекрыт большим стеклянным куполом, образуя рекреационную общественную зону.
Wilhelm Holzbauer подошел к проектированию начинки 4-го газгольдера иным образом. В его проекте нет общего внутреннего пространства. Напротив, внутри на всю высоту поднимается цилиндрический объем жилого здания. От него тремя лопастями отходят корпуса, деля таким образом весь внутренний объем на 3 двора.
Помимо 4-х основных зданий комплекс включает в себя множество других построек различной инфраструктуры. Сюда включены развлекательный центр, построенный Rüdiger Lainer, и торговый мол-галерея, соединяющий газгольдеры. Большое развитие комплекс получил и под землей.
Эти здания были своего рода кульминацией промзоны. Абсолютно замкнутая, самодостаточная структура, возвышающаяся над складами и пустырями. После реконструкции они остались кульминацией всего района. Только теперь это не заброшенные скелеты, а привлекательные фешенебельные офисы, квартиры и магазины. На мой взгляд, это один из самых удачных мировых примеров реконструкции промышленного объекта такого масштаба. И как говорит сам Прикс: «… the Gasometer project is a rear example of local urban center creating a tension between the city’s historical core and new developments» - «…проект газгольдеров - это один из редких примеров городских центров, создающих тесную связь между историческим ядром города и новой, развивающейся застройкой» .
Высотный центр Мельбурна
Высотный центр Мельбурна [Прил 5]. Этот объект интересен с точки зрения оригинальности взаимодействия исторического здания и новой застройки.
Жители Мельбурна считают свой город самым «технически оснащенным» в Южном полушарии, этот комплекс нередко называют «Колизеем потребителей» . Автором его проекта является Кишо Нориаки Курокава.
Строительство комплекса, расположенного в историческом центре города, велось в 1986-1991 годы. Он состоит из высотного офисного здания, торгового центра футуристической формы, а также других учреждений культурно-развлекательного назначения. 55-этажный небоскреб нависает над соседним торговым центром; при отделке его фасадов применялись различные материалы: алюминий, камень, зеркальное и тонированное стекло.
В сооружении явственно чувствуются японские мотивы. Частью торгового центра является огромный 20-этажный стеклянный конус. Внутри него стоит памятник австралийской истории - построенная в 1894 году кирпичная башня - единственная сохранившаяся постройка бывшей фабрики по выпуску свинцовых труб, когда-то стоявшей на этом месте.
В данном случае существовавшая башня не играла особой важности с архитектурной точки зрения. Однако это важная высотная доминанта Мельбурна, к которой привыкли жители города. Это часть прошлого, городской истории, которую Курокава бережно сохранил, защитив стеклянным конусом, сделав из нее деталь интерьера нового торгового центра.
Как говорит Курокава: «Один из методов создания многозначной и двойственной архитектуры - цитирование фрагментов исторических символов» .
Новая Голландия
Постепенно перейдем к российским территориям и для начала рассмотрим проект сэра Нормана Фостера , его предложение по реновации территорий острова Новая Голландия [Прил. 6].
Новая Голландия будет представлять собой треугольной формы остров в Санкт-Петербурге на собственных опорах с разнообразными культурными учреждениями, размещенными на площади в 7,6 гектаров. Проект включает помещение театра, залы для проведения конференций, галереи, гостиницу, магазины, квартиры и рестораны с подвижной ареной в самом центре.
Замечательные исторические постройки, первоначально предназначенные для хранения лесоматериалов, будут переделаны в гостиницы и места для розничной торговли, которые будут перемежаться целым рядом помещений для исполнительских и визуальных видов искусства. Целый комплекс деловых зданий, размещенный по периметру «треугольника», сделает остров центром деловой активности, а не только развлекательным центром.
Следуя контурам существующего портового бассейна, арену под открытым небом будут окружать театр, бутики и рестораны с видами на воду. Она предназначена главным образом для представлений под открытым небом, при необходимости может заполняться водой (для проведения регат), а также заливаться льдом для использования в качестве катка. Проект также обеспечивает инфраструктуру для соединения с городом. Будут построены новые мосты и дороги.
На мой взгляд, данный проект - один из наиболее достойных крупномасштабных проектов в центре Петербурга за последнее время. Складская территория, пустовавшая долгие годы, наконец, может стать достоянием общественности. Фостер с особой тщательностью продумывает каждую деталь нового комплекса. Внимание уделяется и цвету крыш, и сохранению тополей и другой растительности, которую предлагал убрать даже петербургский общественный совет, и даже композиции световых фонарей в крышах, из-за нежелательного света которых остров в ночное время может изменить свой привычный черный силуэт. Хотелось бы, чтоб такое же внимание уделялось и другим проектам новой застройки в центре города.
- Павел Никифоров. «Норман Фостер отстоял тополя Новой Голландии»
Музей воды
Один из удачных на мой взгляд объектов реконструкции промышленного объекта, выполненного нашими архитекторами - музей воды на территории предприятия «Водоканал» [Прил. 7].
Реконструкция здания водонапорной башни - это первый в Санкт-Петербурге опыт возрождения старых промышленных зданий, утративших свое былое назначение. Этот проект - эксперимент по смешению стилей XIX и XXI века. Основная задача состояла в восстановлении, очищении от позднейших «наслоений» и приспособлении к новым функциям внутренних пространств башни. Сохранение целостности интерьеров - красивых залов с арочными перекрытиями.
«А вот способ, которым мы эту «консервацию» обеспечили, принадлежит совсем другой архитектурной стратегии. Это скорее знак, функциональная скульптура. Не просто сильная форма - форма осмысленная. Архитектурная сущность любой башни - стремление вверх, и стеклянная вертикаль лестницы открывает это движение, обычно скрытое от глаз зрителя. Кирпичное здание как бы дублируется, утрачивая при этом свою материальность» - говорит Евгений Подгорнов, руководитель мастерской «Интерколумниум».
Красно-кирпичный восьмигранник водонапорной башни, спроектированной архитекторами Мерце и Шуберским в 1860-1863 годах, связан с водой лишь функционально: монолитный объем отрицает всякую текучесть. Архитекторам студии «Интерколумниум», реконструирующим башню, удалось решить не только вопросы содержательные - размещение в Башне музея «Мир воды», но и образные. Требования к сохранению исторических интерьеров Башни обусловили вынос лифта и лестницы в отдельную пристройку. Именно она стала основным акцентом реконструкции. В ее формах и материале можно прочесть образ воды. Вместе с башней была удачно преобразована и территория вокруг музея. Разбит сквер, устроен фонтан, поставлены скульптуры.
Галерея Якута
В качестве же отрицательного примера, не законченного или не удавшегося, можно привести московский проект Галерея Якута [Прил. 8]. Попытка сделать художественную галерею в здании газгольдера газовой фабрики Арма, на манер Австрийского проекта, как мне кажется, не была реализована. Создание гламурного клуба и галереи отразилось только на внутреннем облике здания, и то не удачно. Монотонно перекрытое балками и плитами внутренне пространство не является удачным примером решения непростой проблемы.
Галерея - это только 1-я попытка преобразовать территорию фабрики в бизнес-парк, планируется устройство офисов, торговли. Хотелось бы, чтобы дальнейшее проектирование сложилось более удачно. В качестве примера можно привести дипломный проект выпускников МАРХИ 1998 года (авторы О. Дихтенко, Е. Винтова).
Золотой остров
Теперь обратимся к еще пока не осуществленным проектам, посмотрим что ожидает нас в ближайшем будущем.
В Москве во всю идет обсуждение проекта «Золотого острова» [Прил. 9].
Программа «Золотой Остров» охватывает территорию острова напротив Кремля от Большого Москворецкого моста до памятника Петру Великому на Стрелке острова и впервые создает условия для комплексного освоения территории исторического центра площадью более 40 гектар. Нас же интересует часть острова, занимаемая сейчас фабрикой «Красный Октябрь» - западная оконечность острова.
Корпуса фабрики, являющиеся памятниками промышленной архитектуры, после ее вывода планируется реконструировать. Учитывая высоту помещений и архитектуру зданий, здесь предполагается размещение различных общественных функций и индивидуальных «лофтов» - мест проживания и работы художников, скульпторов и представителей других творческих профессий.
На месте сносимых сооружений фабрики, не представляющих архитектурной ценности, планируется возведение элитного жилого комплекса. На западной части Стрелки Острова в месте, окруженном с трех сторон водой и удаленном от городских магистралей, расположится гостиница, кафе и рестораны.
Эта территория, в силу своего географического местоположения сама по себе является весьма привлекательной рекреационной и прогулочной зоной. Все набережные на этом участке превращаются в озелененную прогулочную зону, рассчитанную на свободное посещение москвичами и гостями столицы. Западная часть Стрелки будет соединена пешеходными мостиками с площадкой памятника Петру I и Парком искусств.
Удачно в этом месте решена и проблема парковок. Двухэтажная подземная автостоянка площадью около 50 тысяч кв.м. расположится под дном гидротехнического сооружения Водоотводного канала между памятником Петру I и Малым Каменным мостом. Подземное пространство автостоянки соединится с подземной частью комплекса «Мегаполис Центра» на Стрелке Острова.
Красный пролетарий
Ну и напоследок рассмотрим не осуществленный проект, архитектурно-планировочная концепция развития и реструктуризации территории завода «Красный пролетарий» , предложенная известным московским архитектором Сергеем Скуратовым [Прил. 10].
В планировочной структуре проектируемой территории основным видится взаимопроникновение двух градостроительных направлений: «белого» и «красного». Их взаимодействие, основанное на цветовом решении красно-кирпичной и белокаменной архитектуры монастыря, становится главной стилеобразующей темой нового квартала. При этом красный цвет - это монастырская и красно-кирпичная промышленная застройка. Белый цвет декоративной отделки памятников классической московской архитектуры и основной цвет новой, легкой и динамичной архитектуры 20 века. Такое образное решение позволяет одновременно сохранить «гений места» и реабилитировать его под новую жизнь и новые функции.
Вся территория квартала делится по принципу «частное - общественное» на две категории пространств. Первая категория пространств - пешеходные бульвары, совмещенные с транспортным подъездом к домам. Десять дворовых пространств, приподнятых над землей на 4 метра, объединяют все жилые дома. В каждой группе разное количество домов, разная конфигурация в плане и разное функциональное насыщение. В центральной зоне всех дворовых пространств высаживаются крупномерные деревья. Периметр дворов имеет разную геометрию и разное решение.
Под пешеходно-транспортными зонами-бульварами организованы подземные автостоянки с автомойками, машиноместами для жильцов из расчета две машины на одну квартиру, гостевые машиноместа и места для сотрудников. На перекрестке двух пешеходных зон организованна европейская по масштабу площадь с расположенным на ней зданием гостиницы и торгово-развлекательным центром для жителей района.
Заключение
Таким образом, на примерах из отечественной и зарубежной практик архитектурного проектирования и градостроительства мы рассмотрели различные варианты и методики внедрения новой архитектуры в существующую историческую промышленную застройку. Различных подходов довольно много, и многие их них удачны и оправданы.
Политика реновации промышленных территорий в особенности актуальна для нашего города [для Санкт-Петербурга - прим. ред. ]. Петербург может утратить уникальные памятники промышленной архитектуры, если городская власть не примет решающих мер по их восстановлению. Многие здания фабрик и заводов, построенные в прошлых веках, сегодня пребывают в крайне запущенном состоянии, оставаясь при этом памятниками архитектуры.
Вернуть всем памятникам первоначальный вид без инвестиционных средств сегодня не представляется возможным, именно поэтому город возлагает большие надежды на арендаторов и владельцев исторических зданий. Политика создания чего-то нового, переосмысления промышленных зданий, приведет к притоку средств, инвесторов, сделает возможным воссоздание и поддержание памятников.
Комплексы заводов и фабрик, построенные в Санкт-Петербурге в XVIII - начале XX веков, изначально проектировались как объекты, формирующие огромное индустриальное пространство города. Это целые ансамбли, архитектура которых по силе своей выразительности и красоты не уступает другим памятникам истории и культуры.
Опыт зарубежных мастерских, а так же удавшиеся проекты наших архитекторов, очень важен. Заброшенных промышленных зданий в городе существует немало, например на набережной Обводного канала. В нашем городе новая архитектура - всегда компромисс, поэтому широко применяемая на западе практика соединения языка классики с языком новейшей архитектуры рассматривается как радикальный жест. Поэтому, чтобы воплотиться, он должен быть глубоко осмыслен и мотивирован.
Максим Андреев, Санкт-Петербург, декабрь 2007 г.
Данная статья является субъективным мнением автора
При использовании материалов ссылка на автора обязательна
В программе бизнес-тура: лекции ("Экономика малоэтажного строительства", "Проектирование кварталов", "Ключевые факторы застройки поселков и небольших городов", "Технологии будущего"); деловые встречи с представителями администрации Брюсселя, Маасрихта, Эйндховена, Хелмонда, голландскими и бельгийскими девелоперами; знакомство с известными бельгийскими архитекторами; экскурсии по объектам жилой и коммерческой недвижимости (Брюссель, Маасрихт, Эйндховен, Хелмонд); знакомство с достопримечательностями Брюсселя, Маасрихта, Эйндховена, Хелмонда.
Обеспечивается перевод на русский язык. По окончании работы слушателям выдается сертификат участника.
Стоимость участия при оплате до 31 мая - 1380 евро*, после 31 мая - 1560 евро. * (Данная сумма включает в себя авиаперелет Москва-Брюссель-Москва эконом-классом, размещение в двухместном номере в гостинице 3*, шенгенскую визу и медицинскую страховку. Кроме того, в стоимость включены групповые лекции с переводом на русский язык).
Зарегистрироваться на семинар и получить дополнительную информацию можно по тел.: +7-903-2989346
ПРОГРАММА
24 июня, воскресенье. Прибытие в Брюссель. Трансфер из аэропорта в отели.
Ужин в районе Grand Place (центральная часть города) с Жоржем Борсовитцом, директором по маркетингу компании Besix и Жоржем Бинде, управляющим партнером компании Buildings & Data.
25 июня, понедельник.
Завтрак в отеле.
9:30. Бельгия на стыке современных тенденций европейской архитектуры.
Вступительное слово Исполнительного директора компании Buildings & Data Жоржа Бинде (автора ряда архитектурных бестселлеров) и Исполнительного директора компании CLI, профессора Института экономики города, профессора Института высшей архитектуры La Cambre, члена комиссии по урбанизму города Брюсселя Кристиана Лассерра
10:00. Основные градостроительные принципы Брюсселя.
Приоритет малоэтажному строительству. Доклад начальника управления методологии градостроения города Брюсселя, Бенуа Перильо.
10:30 - 11:30. Проект Central Plaza. Case-study. Редевелопмент территории на основании решения городского Совета.
Содокладчики: представитель девелоперской компании Egimo; представитель архитектурного бюро Art & Build architects.
11:35 - 12:30. Экскурсия в Central Plaza.
12:45 - 14:00. Проект Rive Gauche. Case-study. Регенерация промышленной зоны: многофункциональный комплекс "вертикального" смешения стилей
. Представитель архитектурного бюро Art & Build architects.
14:10 - 15:10. Обед в Центре города.
15:20 - 16:10. Проектирование и дизайн многофункциональных комплексов.
Объект: Jardins de la Couronne / Crown Avenue (редевелопмент на территории Военного госпиталя. Площадь участка 6 га, инвестиции - 87 млн евро. В состав проекта входит три типа жилья — социальное, эконом-класса и де-люкс, а также малоэтажный офисный комплекс). Экскурсия на объект. Представители архитектурных бюро A.2R.C и ASSAR.
16:20 - 18:20. Другие объекты малоэтажной застройки Брюсселя. Жилой комплекс площадью 100 тысяч кв.м., соседствующего с офисным комплексом Jardins de Jette площадью 40 тысяч кв.м. Представитель архитектурного бюро ASSAR.
18:20 - посещение Atomium — символа WorldExpo - 1958 г. Посещение смотровой площадки (на высоте 102 м.). Ужин (там же) или в городе.
26 июня, вторник.
Завтрак в отеле.
9:30 - 10:40. Технологии экономичного строительства. Экология зданий.
Case-studies: Covent Garden, Berlaymont (здание Еврокомиссии), European Quarter of Brussels. Представитель архитектурного бюро Art & Build architects.
10:50 - 12:30. Особенности реконструкции зданий постройки середины XX столетия.
Опыт архитектурных бюро ASSAR и Atelier d’Art Urbain / Vizzion. Штаб-квартира как частный элемент офисных зданий. Case-Studies. Реконструкция многофункционального комплекса Madou Plaza (лауреата MIPIM-2006), Green Island (лауреат MIPIM -2000), малоэтажный офисный комплекс - Штаб-квартира KBC-банка (крупнейший банк Бельгии), Штаб-квартира НАТО. Содокладчики: Исполнительный директор архитектурного бюро ASSAR, Эрик Изебрант, Исполнительный директор архитектурного бюро Atelier d’Art Urbain / Vizzion, Сефик Биркё. Экскурсия на объект Green Island.
12:40 - 13:40. Обед в городе.
13:50 - 15:20. Регенерация промышленных территорий.
Case-study. Жилой комплекс Jardins de Fondiers, построенный на месте бывших производственных корпусов. Экскурсия на объект. Исполнительный директор архитектурного бюро Atelier d’Art Urbain / Vizzion, Сефик Биркё.
15:30 - 16:40. Посещение офиса архитектурного бюро Atelier d’Art Urbain
/ Vizzion, знакомство с новыми проектами компании.
.16:50 - 18:20. Масштабные многофункциональные комплексы.
Сase-study. City Center / City 2 Shopping — крупнейший многофункциональный проект в Брюсселе за последние 30 лет. Включает в себя офисы, построенные с сохранением фасада здания универмага 1928 года постройки, жилую часть и шоппинг-молл. Экскурсия по объекту. Представитель архитектурного бюро Atelier d’Art Urbain / Vizzion.
18:30 - Ужин в городе. Свободное время.
27 июня, среда.
Завтрак в отеле.
9:30 - 12:15. Культурная составляющая современных микрорайонов. Театр — центр притяжения
Экскурсия по проектам. 1. Louise Village. Реконструкция квартала в модном торговом районе Брюсселя, создание пешеходной зоны. Представитель компании Codic, представитель архитектурного бюро ASSAR;
2. WOLUBILIS - культурная деревня.
Малоэтажный многофункциональный комплекс, включающий театр, торговые, жилые и офисные площади, художественные мастерские. Представитель архитектурного бюро A.2R.C.
3. Galeries Royales Saint-Hubert. Королевские галереи.
Представитель архитектурного бюро A.2R.C.
4. Театр Koninklijke Vlaamse Schouwburg. Представитель архитектурного бюро A.2R.C.
12:20 - 13:40. Обед в кафе Театра.
13:50. Трансфер из отелей на городской вокзал г. Брюсселя.
14:40. Отъезд в Маасрихт на поезде.
16:10. Прибытие в Маасрихт. Размещение в отелях.
17:00 - 18:40. Экскурсия по Маасрихту. Maasricht Mosae Forum. Представители компании Fortis Vastgoed.
19:00. Ужин.
28 июня, четверг.
Завтрак в отеле.
9:30 - 10:30. Регенерация городского центра Маасрихта, района Belvedere площадью 280 га.
(инвестиции 1,3 млрд. евро). Case-study. Представитель компании ING Real Estate.
10:45 - 12:50. Экскурсия в район Belvedere.
Представители BPF Bouwinvest и городской администрации Маасрихта.
13:00 - 14:00. Обед.
14:00. Трансфер на вокзал.
14:50 - 16:10. Поездка в Эйндховен на поезде.
16:15 - 16:45. Размещение в отелях.
17:00 - 18:30. Посещение Института недвижимости Fontys Hogeschool University of Professional Education.
18:40. Ужин. Свободное время.
29 июня, пятница.
Завтрак в отеле.
9:30 - 10:30. Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс Nimbus Family Entertainment Centre.
Case-study. Представитель TCN Property Projects.
10:40 - 12:00. Свободное время.
12:20 - Поездка в Хелмонд на электричке.
12:40 - 13:30. Встреча с представителями администрации Хелмонда.
13:40 - 14:30. Обед в центре города.
14:40 - 17:00. Экскурсия по городу. Осмотр разнообразных объектов малоэтажного строительства
(Хелмонд считается центром современной малоэтажной застройки). Брандевоорт, Сяют -Каде, строительство многофункционального городского центра.
17:10 и далее. Свободное время.
По желанию участников могут быть организованы дополнительные экскурсии:
1.Брюссель - обзорная экскурсия;
2.Брюссель — Музей изящных искусств;
3.Королевская колокололитейная мастерская.
В октябре на Тверском бульваре все, кто интересуется будущим столицы, архитектурой и развитием городской среды смогут посмотреть содержательную фотовыставку под открытым небом «Регенерация промышленных территорий: опыт городов мира». На выставке представлены 14 городов мира, где в разное время была проведена реновация бывших промзон: Лондон, Бильбао, Лион, Гамбург, Милан, Берлин, Нью-Йорк, Амстердам, Буэнос-Айрес и др. Москва представлена самым масштабным и амбициозным проектом десятилетия - преобразованием 65 га промзоны ЗИЛа в новый район и территорию искусства с говорящим названием «ЗИЛАРТ». В постиндустриальную эпоху прежде экономически развитые районы городов нередко приходят в упадок: закрываются и выводятся на окраины заводы, переживают запустение старые порты, консервируются верфи, склады, железноорожные ветки. Для регенерации, то есть перепрофилирования, восстановления подобных заброшенных пространств требуется сильная воля, общественный мозговой штурм и существенные инвестиции. Ведь это целый комплекс мер, направленных на борьбу с экономической, физической, экологической и социальной деградацией обширных территорий. Повторное использование бывших промышленных зон решает проблему поиска участков для застройки, предотвращая разрастание городов и при этом предоставляя место для качественного жилья, парков, культурных и торговых центров. Создание рабочих мест во вновь образовавшихся кварталах также является плюсом таких проектов. Примеров успешной регенерации в мире множество. Это и создание уникальной город-ской среды на месте бездействующих доков на востоке Лондона. И образование вдоль береговой линии Осло сразу 13 новых районов. И увеличение благодаря плану Confluence в два раза центральной части Лиона – беспрецедентный случай для старого города. Международной практикой стало приглашение в такие проекты звездных архитектурных команд. В миланский CityLife были вовлечены Заха Хадид, Даниэль Либескинд и Арата Исодзаки, в гамбургский HafenCity – Жак Херцог и Пьер де Мерон, в Бильбао работал Фрэнк Гери, в Осло – Ренцо Пьяно. Стоит отметить район Puerto Madera в БуэносАйресе, в застройке которого участвовали Сантьяго Калатрава, Норман Фостер, Сезар Пелли, Алан Фаэна и Филипп Старк: более 60 лет это была криминогенная портовая зона, куда горожане боялись даже сунуть нос – теперь же они активно приобретают тут квартиры и мечтают устроиться на работу в здешние офисы. Совсем скоро и Москва войдет в список урбанистических ньюсмейкеров, а москвичи получат уникальный жилой комплекс ЗИЛАРТ. Период возрождения сейчас переживает территория бывшего промышленного гиганта – Завода им. И. А. Лихачева, ограниченная набережной Москвыреки и линией Малой кольцевой железной дороги. Помимо более миллиона квадратных метров жилья здесь возведут Музейный центр «ЭрмитажМосква», концертный зал, театры, артгалереи, школы, детские сады. К строительству привлечены известные российские архитекторы Юрий Григорян, Сергей Чобан, Евгений Герасимов, Сергей Скуратов, Олег Харченко, Александр Бродский, архитектурные бюро «Цимайло Ляшенко & партнеры», «Мезонпроект», а также мировые знаменитости: американский архитектор Хани Рашид (Asymptote Architecture) и голландцы Виллем Ян Нетелингс и Михил Ридейк (Neutelings Riedijk Architecten). Москвичи впервые увидят такую обширную фотолетопись преобразования брошеных промзон всего мира в благоустроенные районы. Фотовыставка размещается на Тверском бульваре, от театра им. Пушкина до МХАТ им. Горького – 14 городов, 46 фотографий. {webgallery} {/webgallery}
Конкурс на благоустройство и застройку набережной Приморского бульвара вдоль береговой линии Бакинской бухты
Конкурс проводится в рамках фестиваля «Эко-Берег». Основная задача участников конкурса – предложить оригинальное концептуальное решение, демонстрирующее современный, новаторский подход к комплексному развитию прибрежных промышленных территорий города Баку с элементами общественной и туристической инфраструктуры. Проект должен учитывать существующую градостроительную ситуацию, в том числе транспортную сеть. Участники должны выполнить характерные видовые изображения с не менее чем пяти точек обозрения.
Пресс-релиз:
Проект должен максимально полно раскрывать авторский замысел и донести главную идею.
Конкурсные проекты выполняются в компьютерной графике (растровый файл JPG или TIFF, 200 dpi, размер файла не более 25 Mb, без сжатия) и передаются по электронной почте полностью скомпонованными и подготовленными для вывода на планшеты размером 80 (высота) х100 (ширина), не более трёх штук горизонтального расположения, а также схема размещения планшетов.
Авторы премированных (получивших премии) проектов могут быть приглашены к участию в проектировании и реализации застройки Приморского бульвара и благоустройству набережной.
Жюри и организаторы конкурса имеют право присудить специальные награды за отдельные достижения и удачные решения.
Спонсоры конкурса вправе присудить свои призы и награды.
Проекты, получившие премии и специальные награды, будут опубликованы в средствах массовой информации информационных партнеров.
Техническое задание
1. Проект должен учитывать существующую градостроительную ситуацию, в том числе транспортную сеть.
2. Проект должен включать:
Генеральный план.
Генеральный план представляется в масштабе 1:2500.
Схему размещения зданий и сооружений на территории рекреационной зоны.
Перспективные виды территории, ее фрагментов и фотомонтаж.
Возможные функции:
общественные пространства;
спортивные сооружения;
рекреация и развлечения;
ритейл;
кафе, рестораны;
отели и пансионаты;
инфраструктура для общественного и личного транспорта
парки и озеленение, в том числе зимние сады.
3. Состав проекта.
Обязательный состав проекта:
общий вид (фрагмент, аксонометрия или перспектива)
генплан
пояснительная записка, раскрывающая основные идеи проекта (не более 3000 знаков)
основные ТЭПы
функциональные схемы
Файлы с работами должны быть присланы на файлообменник (например wetransfer.com или любой другой). Полученную ссылку переслать на почту [email protected] со всеми контактными данными и девизным номером проекта.
Исходные материалы:
1. Ситуационный план.
2. Фотофиксация конкурсной территории.
Состав жюри конкурса
Для подведения итогов конкурса создается жюри из ведущих азербайджанских российских и зарубежных архитекторов. Полный состав жюри будет опубликован во время открытия. Председатель жюри выби
Потребность в регенерации промышленных территорий связана с изменением структуры индустриального производства и переходом его на новые технологии. В результате роста городов постиндустриальные зоны вошли в границы центрального планировочного района и образовали так называемый "серый пояс". Городская среда «серых зон» отличается высокой степенью депрессивности, однако имеет высокий градостроительный потенциал. Отечественный и зарубежный опыт проектирования и регенерации таких территорий показывает, что для устойчивого развития городов необходимо включение этих земель в программы градостроительного развития . Непрерывный рост города за счет изъятия из пользования сельскохозяйственных земель, требует больших затрат на освоение и подвод коммуникаций. Такой подход противоречит требованиям устойчивого развития территорий, провозглашенным ООН в XX столетии . Городская среда исторических городов должна быть привлекательна и безопасна для жителей и гостей города, что подтверждает необходимость их регенерации и повышения капитализации этих земель. Реализованные проекты регенерации бывших промышленных и коммунально-складских территорий Москвы и Санкт-Петербурга ("Красный октябрь", бывший завод "Флакон", "Серп и молот") показали, что потенциал таких территорий высок, а при внедрении функции жилища, составляющий 55 % и более от коэффициента плотности застройки, повышается инвестиционная привлекательность этих земель.
Объектом исследования является территория в границах улиц: ул. Ленинградская, ул. Петина, Пошехонское шоссе, до окружнойжелезной дороги.
Целью исследования является апробация методики послойного анализа территории для выявления скрытого средового потенциала места. Аналитическая работа осуществляется для выявления конфликтных зон и составления проектного задания регенерации территории.
Методы исследования: натурное обследование территории, фотофиксация, анализ градостроительных норм и регламентов, изучение теоретических источников по регенерации бывших складских и промышленных зон.
Методика комплексного анализа заключается в стратификации элементов среды и синтеза полученных результатов. Наложением страт выявляются конфликтные узлы, требующие первоочередной регенерации. В ходе анализа объектов инфраструктуры было выявлено: большой процент территории занимают хаотично отстроенные гаражные кооперативы, к которым примыкают такие объекты обслуживания как автосервисы, объекты торговли (магазины автозапчастей) и мелкие ремонтные мастерские. Основные точки коммерции деловой и образовательной направленности сконцентрированы вблизи улицы Ленинградской и Пошехонского шоссе и обслуживают потребности города. Открытые пустующие территории примыкают к ветке железной дороги. Северо-западная зона исследуемого участка представляет собой охраняемый ландшафт, окружающий объекты культурного наследия. Жилая функция на данной территории практически отсутствует и преобладает малоэтажная застройка.
Рисунок 1. Градостроительный анализ территории
Рисунок 2. Фотофиксация территории
Коэффициент застроенности территории и коэффициент плотности застройки зоны промышленных объектов I-V зоны определены как FAR=0,52 и BCR=0,23. Нормативные показатели зоны промышленных объектов I-V зоны определены как: FAR=2,5 BCR=0,6 . Выявленные показатели говорят о неэффективном использовании территории. При натурном анализе озеленённых пространств авторы выделили благоустроенные и запущенные зелёные участки. Наблюдение показало недостаток озеленённых ухоженных пространств на территории, наличие русла реки Золотухи с полностью искаженным природным ландшафтом, наличие пустырей и почти полное отсутствие зеленых насаждений общего пользования (рис. 1). Натурный анализ подтверждён фотофиксацией на рисунке 2.
Следующим этапом методики является анализ транспортно- пешеходной доступности. Он показал, что территория ограничена двумя магистральными улицами городского значения ул.Ленинградская и Пошехонское шоссе и магистралью районного значения ул.Петина и имеет большое количество внутренних проездов. Территория имеет хорошуютранспортную связь с центром и другими районами города за счёт наличия остановок общественного транспорта в радиусе доступности, однако остутствует доступность из ядра территории с другими районами города. Пешеходная активность наблюдается лишь по периметру территории, а в центре отсутствует.Причин такого явления несколько. Во-первых, на внутренней территории отсутствуют пешеходные тротуары и освещение, во-вторых сервисы, находящиеся на внутренних территориях не конкурентоспособны для привлечения больших потоков покупателей. Северная граница исследуемой территории ограничена железнодорожными путями, имеющими многочисленные ветки, образующие тупиковые железнодорожные въезды для загрузки бывших промышленных площадок. Это обстоятельство имеет важное значение при выборе концепции использования данного потенциала(рис. 3).
Таким образом, можно сказать, что территория обладает хорошим транспортным потенциалом, не только для обслуживания общественным транспортом, но и большие территориальные резервы для организации парковок для индивидуального транспорта, а также железнодорожные пути для загрузки.
Рисунок3. Анализ транспортно-пешеходной доступности территории
При анализе кадастровой карты было выявлено три категории собственников: частная собственность, муниципальная собственность и собственность публично - правовых образований . В частной собственности оказался сравнительно малый процент земли, при этом остальная территория за исключением основных проездов муниципалитетом сдаётся в аренду (рис. 4). Средняя стоимость земли за квадратный метр составляет 1010р. По сравнению со стоимостью земли в центре, которая составляет 1200 р,можно говорить о её высокой ценности.
Рисунок 4. Анализ собственников территории в границах красных линий
Завершающим этапом аналитической работы стало изучение правил землепользования застройки города Вологды. В результате анализа карты были выявлены территориальные зоны: 1) жилая; 2) общественно-деловая; 3) производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур; 4) зона специального значения. Исследование этого слоя позволило сделать вывод, что восточная половина территории, примыкающая к ул. Ленинградской может развиваться как зона общественного, делового и коммерческого значения, имеющая выход к природномуводоразделу реки Золотуха, благоустроенная береговая линия которой повышает инвестиционную привлекательность этого участка.А территория правого берега Золотухи, имеющая значительный транспортно-железнодорожный потенциал может быть регенерирована на основе производственной функции (рис. 5).
Рисунок 5. Анализ регламентов и правил землепользования застройки
Таким образом, наложение страт позволяет сделать вывод, что исследуемая территория обладает высоким градостроительным потенциалом, требующим проекта регенерации территории. Наиболее остро конфликт интересов возникает в западной части участка, где малоэффективная промышленность, не приносящая высокой прибыли может быть заменена более плотной общественно-деловой и жилой застройкой. Обновление территории должно происходить поэтапно, начиная с реставрации объектов культурного наследия и ревалоризации коммунально-складской зоны. Необходимо обновить существующую и обеспечить будущую застройку новой дорожно-транспортной сетью. Новое строительство необходимо вести с параллельным сносом ветхих зданий и сооружений производственного и коммунально- складского назначения, с переносом последней в отдельную зону (в виде логистических центров и паркингов).
Список литературы:
- Анисимова Л.В. Методические основы регенерации исторической городской среды: учебное пособие / Л.В. Анисимова, Л.Ю. Анисимов, Е.Н. Титоренко, В.Ю. Анисимов: под ред. Л.В. Анисимовой; Мин-во обр. и науки РФ; Вологод. гос. ун-т.-Вологда: ВоГУ, 2017-97с.
- Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 3-4 июня 1992г. [Электронный ресурс]// ООН: сайт.-Режим доступа:http://www.on.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/riodecl.pdf.
- "Серп и молот. Результаты конкурса".Электронный ресурс–Режим доступа:https://archi.ru/russia/54655/serp-i-molot
- Региональные нормативы градостроительного проектирования Вологодской области. Электронный ресурс- http://nashdom.vologda-portal.ru/planning/documents/normativy_gradostroitelnogo_proektirovaniya.
- Публичная кадастровая карта г.Вологды. Электронный ресурс-https://pkk5.rosreestr.ru/