Здание биржи на стрелке васильевского острова по праву принадлежит военно-морскому музею россии. Морские кони – гиппокампы Стрелка Васильевского острова: история освоения
В начале XVIII века остров, где Нева разделяется на два рукава - Большую и Малую Неву, оставался безлюдным, петербуржцы не хотели селиться на заболоченной лесистой местности. Петр I решил создать на острове Адмиралтейство и административный центр столицы.
В планах Петра I было вырыть сеть каналов наподобие каналов Амстердама. Проект был разработан Жаном Батистом Леблоном, но не осуществился. Cчитается, что каналы должны были пройти по нынешним линиям Васильевского острова. Для исполнения своего замысла по благоустройству острова Петр I подарил его А.Д. Меншикову, который построил там усадьбу с прекрасным дворцом. После А.Д. Меншикова здесь с большей охотой стали селиться жители столицы. Петр I доказал, что место это подходит для жизни. Вслед за Меншиковским дворцом на набережной стали возводиться другие каменные здания: Двенадцати коллегий, Академии наук и Кунсткамеры, Академии художеств. Пышные фасады появились на южном берегу острова, на Университетской набережной.
Здание Биржи
Работы над ансамблем стрелки Васильевского острова начались в начале XIX века. На полукруглом мысе французский архитектор Ж. Тома де Томон возвел новое здание Биржи. Ему предшествовала неудачная попытка Д. Кваренги, который начиная с 1783 года строит свое здание Биржи. Проект Д. Кваренги сочли не соответствующим облику города, и недостроенное здание было разобрано. В 1801 году свой первый эскиз на рассмотрение в Академию художеств представил Ж. Тома де Томон, проект был отправлен на доработку. В усовершенствовании проекта французу помог А. Захаров.
23 июля 1805 года было заложено новое здание Биржи, которое стало композиционным центром стрелки Васильевского острова. Новую постройку расположили точно на оси симметрии мыса. Архитектор возвел здание, напоминающее античный храм, подняв его на высокий цоколь - стилобат. Монументальный «храм торговли» опоясывают два ряда колонн дорического ордера. С двух сторон здания симметричные фасады венчают скульптурные композиции на тему водных стихий - «Нептун с двумя реками» и «Навигация с Меркурием и двумя реками» (или, по другой версии, аллегории Балтийского моря и Невы). Скульптуры выполнены из местного пудожского камня Самсоном Сухановым. Перед зданием обустроена полукруглая площадь с двумя спусками к воде, вероятно, для прибывающего товара. По обеим сторонам от Биржи установлены Ростральные колонны, выполняющие роль маяков. Одна из колонн была маяком для судов Малой Невы, другая - указывала путь к Большой Неве. Маяки служили до 1885 года, их зажигали в туман и ночью.
Историк П.П. Свиньин записал: "По концам площади возвышаются два величественных столба, украшенных статуями, корабельными носами и другими приличными изображениями, из коих замечательнее всех колоссальная фигура Нептуна с трезубцем, работы скульптора Тибо из пудожского камня. Во внутренности столбов проведены крутые лестницы, по коим можно взойти на самый верх их, заключающий довольно широкие площадки с железными перилами".
Высота Ростральных колонн - 32 метра, в ясную погоду с их вершины можно увидеть Кронштадт. Колонны служили маяками для кораблей, наверху в жаровнях жгли масло, П.П. Свиньин пишет: «Во время торжественных иллюминаций Биржа, особливо столбы сии, освещаются бесподобным образом. Пылающее пламя на верху сих последних в железных треножниках припоминает мореходцу то радостное ощущение, которое объемлет сердце его в бурную ночь у неизвестного берега при первом мерцании маяка». Позже к светильникам подвели электричество, но это оказалось слишком дорогой затеей.
В 1957 году, когда Петербург с опозданием отмечал 250-летний юбилей, впервые над Ростральными колоннами взметнулись огненные факелы семиметровой высоты. В наше время ярко-оранжевые факелы вспыхивают на Ростральных колоннах в праздничные дни и дни торжественных мероприятий. Один из таких был недавно на праздновании трехсотлетия Санкт-Петербурга.
Биржа в Санкт-Петербурге просуществовала до 1917 года. После ее закрытия здание пустовало, пока в 1939–1941 годах в нем не расположился Центральный военно-морской музей. В 2013 году было принято решение, что Биржа будет передана Государственному Эрмитажу.
О. МОЗГОВАЯ, искусствовед (г. Санкт-Петербург)
Санкт-Петербург готовится к 300-летию. И как принято, к празднику город прихорашивается. Несколько лет уже ведутся реставрационные работы на Стрелке Васильевского острова. В XVIII веке это было одно из самых значимых мест в Петербурге. Здесь было удобно причаливать кораблям, поэтому в 1733 году с Березового острова сюда переместился порт. На Стрелке Васильевского острова возвели здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно приходило более тысячи кораблей.
В настоящее время порт находится на Гутуевском острове, но черты морского величия до сих пор сохраняются на Стрелке Васильевского острова. И среди них - Ростральные колонны.
В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Было время, когда колонны служили маяками приходящим в порт кораблям. Высота каждой колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.
В 1896 году к светильникам подвели электричество. Но этот способ освещения применяли недолго "по причине великого расхода".
И лишь к 250-летию города, в 1957 году (юбилей праздновали с опозданием), к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных случаях. Загорались они и 30 ноября прошлого года, когда Ростральные колонны были торжественно открыты после реставрации.
СКУЛЬПТУРА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ
Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн.
Скульптура, украшающая Ростральные колонны, создавалась в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем, в котором в полной мере проявился столь характерный для эпохи классицизма синтез искусств. Архитектура и скульптура составляют здесь неразрывное единство, дополняя друг друга.
Первоначально автор проекта Тома де Томон предполагал отлить весь скульптурный декор в бронзе, однако из-за сложности работ пришлось выполнить статуи из пудостского известняка. Этот материал добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость, от чего и получил свое название. Легко поддающийся обработке сразу после извлечения из карьера - его можно резать ножом, известняк быстро твердеет на открытом воздухе. Структура камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности, поэтому мастер, работающий с пудостским известняком, лишен возможности продемонстрировать зрителю эффект передачи фактуры различных материалов, тонкую орнаментировку. В то же время пудостский камень обладает своими специфическими достоинствами: прочностью, красивым желтовато-сероватым теплым оттенком, особенно эффектно выделяющимся на фоне гранитных блоков и красновато-охристой окраски колонн.
В последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж. Камберлен и Ф. Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения: работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта.
Что изображают скульптуры? Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.
Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, атмосферных осадков, промышленных выбросов, холодного и сырого климата. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.
Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок".
Однако этот критический отзыв не повлиял на ход ремонтных работ, и Крестовский многократно обращал внимание на то, что реставрация вновь проводится неправильно.
При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.
О состоянии, в котором на протяжении десятилетий находилась скульптура колонн, свидетельствуют акты, сохранившиеся в архиве Государственного музея городской скульптуры. Они составлялись по результатам осмотров, проводившихся перед очередными этапами реставрации. Однако, к сожалению, в ходе работ, осуществлявшихся с 1928 по 1979 год, в технологии не произошло принципиальных изменений.
Не проводились мероприятия по укреплению пудостского известняка, отсутствовала гидрофобизация, то есть защита поверхности камня от воздействия влаги. Памятник продолжал разрушаться вплоть до того, что отсутствие конструкций для крепления выступающих деталей привело к падению этих деталей. В некоторых местах обнажилась арматура из черного металла со следами глубокой коррозии.
И ВНОВЬ - РЕСТАВРАЦИЯ
В 1996 году встал вопрос об очередной реставрации, так как скульптура находилась в аварийном состоянии.
В русском искусстве ближайшими аналогами каменным изображениям Ростральных колонн могут служить расположенные у основания башни Адмиралтейства фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса и Пирра работы скульптора Ф. Щедрина. Они также выполнены из пудостского камня. При реставрации этих скульптур в 1997-1998 годах сотрудниками Эрмитажа была впервые опробована и применена методика, разработанная научно-исследовательским институтом "Спецпроектреставрация". Эта методика использовалась и при реставрации скульптуры Ростральных колонн, но здесь специалисты столкнулись со значительно более сложной задачей.
В первую очередь скульптура была промыта, удалены стойкие сажистые загрязнения, образовавшиеся в результате влияния атмосферы города, а затем специальным составом нейтрализованы биопоражения, покрывавшие поверхность во многих местах.
Одной из важнейших мер, предпринятых реставраторами, стало удаление поздних доделок. Отличающиеся по своим физическим свойствам от пудостского камня чужеродные материалы способствовали разрушению скульптуры. Кроме того, коломенский известняк (доломит), использовавшийся при многочисленных реставрациях, имеет различные с пудостским камнем цвет и фактуру поверхности. Поэтому части скульптур, выполненные из доломита, были явно не к месту.
Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей. Выполнялись они согласно сохранившимся рисункам и фотографиям, фиксирующим их оригинальный внешний вид. Сначала недостающие детали были выполнены в пластилине, затем - в гипсе, а когда форму модели утвердил Реставрационный совет - выполнили их в пудостском известняке.
Крепление недостающих деталей, устранение небольших сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Эта смесь по своей пористости и прочности наиболее соответствует натуральному пудостскому камню. Использовавшийся еще в IV веке зодчими Северного Причерноморья для обработки архитектурных известняковых деталей состав из извести и мраморной крошки до сих пор отличается прочностью и хорошей совместимостью с поверхностью известняка.
Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технологию изготовления стержней разработали в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику, обычно применяемую в медицине, и в реставрационной практике. Эта керамика инертна к атмосферным воздействиям и имеет близкий к камню коэффициент расширения, обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Все это исключает процессы разрушения в толще камня. Доступные участки металлических деталей, не подлежащие удалению и замене, расчистили и окрасили антикоррозийным составом.
Последний этап реставрации скульптуры - тонировка и гидрофобизация. Тонирование скульптуры из известняка проводится водным раствором гашеной извести. Нанесение вслед за этим состава, защищающего камень от воздействия влаги, позволяет тонировке прочно закрепиться на камне. Этот метод был разработан специально для защиты пудостского камня и не имеет аналогов в мировой реставрационной практике.
Для спасения скульптуры Ростральных колонн объединили свои усилия исследователи, профессиональные реставраторы, сотрудники органов охраны памятников и меценаты. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк. Появилась надежда, что меценатство в России возрождается.
"Петербург - город камня" - так названа специальная программа по спасению монументальной скульптуры. На очереди реставрация композиций на фронтоне здания Биржи. Биржа отмечает свой юбилей одновременно с Санкт-Петербургом: в 1703 году Петр I подписал указ о создании Российской биржи.
Стрелка Васильевского острова - одна из жемчужин в ожерелье архитектурного ансамбля центральной части Санкт-Петербурга. Одно из наиболее привлекательных мест для туристов и романтиков, так как отсюда открывается широкая панорама великолепного города.
Немного из истории острова
Мыс на восточной оконечности Васильевского острова, самого большого в Невской дельте, разделяет Неву на два полноводных русла. Свое название он, очевидно, получил за форму, напоминающую наконечник стрелы, выдающийся острием в реку. То, как расположена стрелка Васильевского острова на широком водном пространстве, предопределило ее основополагающую роль в планах застройки города. По замыслу Петра Первого, новый город должен был стать морской крепостью и торговым портом. Развитие военного и торгового флота являлось главной задачей царя.
Первоначально портовые сооружения находились на южной стороне Городского (Петербургского) острова, ныне называемого Петроградской стороной, но небольшие глубины не позволяли эффективно использовать порт. Было решено перенести его в более удобное место. Для этого была выбрана стрелка Васильевского острова.
Начало освоения
В 1709 году царь подарил остров Меньшикову - генерал-губернатору нового города. Дворец князя был здесь первой каменной жилой постройкой. По замыслу царя Васильевского, остров должен был стать центром будущей столицы.
Создание плана застройки юго-восточной части было поручено архитектору Трезини. По его первоначальному проекту, здесь должна была располагаться главная площадь города трапецевидной формы с жилыми зданиями вокруг нее. Предполагалось прорыть канал, соединяющий Большую и Малую Неву. По всему острову должны были проложить сеть параллельных улиц-каналов. Кроме того, весь остров должен был пересечь широкий судоходный канал, начинающийся в западной части, выходящей к Финскому заливу, и оканчивающийся широкой гаванью на стрелке. Не все замыслы архитектора были воплощены в жизнь, но и сейчас основные улицы острова не имеют названий, а обозначаются как нумерованные линии.
Осуществление замыслов по застройке
Но Петр видел остров культурным и административным центром молодого города, на стрелке которого расположится крупный морской порт. В новом проекте Трезини основой застройки острова становились административные и правительственные здания. Одним из ключевых элементов комплекса построек вдоль берегов Малой Невы и Большой Невы является здание Двенадцати коллегий, состоящее из двенадцати одинаковых трехэтажных секций. В здании располагались высшие органы государственного управления. Сейчас здесь находятся факультеты Санкт-Петербургского университета, научная библиотека и некоторые административные организации.
Менее чем за два десятилетия появились другие выдающиеся здания, с возведения которых стрелка Васильевского острова Санкт-Петербурга начала обретать свой нынешний вид: Кунсткамера, Новобиржевой гостиный двор, дворец царицы Прасковьи Федоровны (жены брата Петра), в котором позже располагалась Академия наук. Современное здание академии было возведено в конце 18 века по проекту архитектора Кваренги.
Стрелка Васильевского острова: история освоения
Восточная оконечность острова долгое время не подвергалась плановой застройке. В 30-х годах 18 века здесь начал функционировать морской порт. Но в 1885 году его перенесли на Гутуевский остров, ближе к Финскому заливу, так как старый порт уже не отвечал возросшим потребностям, и ведущий к нему фарватер был сложен и не соответствовал водоизмещению торговых судов, приходивших со стороны моря.
Прообразы современной биржи
Первое здание биржи, являющейся ныне главным и центральным элементом архитектурной композиции стрелки, было построено в период создания порта. Строение первой биржи в России было деревянным.
По мере развития порта площади здания становилось недостаточно, и в 1781 году был создан проект нового каменного строения. Автором его был архитектор Джакомо Кваренги. Строительство велось очень медленными темпами и через 4 года было остановлено.
Начало 19 века ознаменовалось новыми взглядами на архитектуру. Появилась мода на ансамбли. В 1801 году архитектор Тома де Томон предлагает новый проект биржи, которую он делает центральным элементом комплексного обустройства стрелки.
Этапы формирования образа стрелки
Чтобы ансамбль смотрелся гармонично, расположение здания биржи относительно береговой линии должно было быть тщательно рассчитано. Архитектор решил этот вопрос путем искусственного создания контура стрелки. Вдоль берега были забиты сваи и насыпан грунт. В результате берег стал выше и выдвинулся на 123 метра в реку. Очертания береговой линии стали ровными и симметричными. Стрелка Васильевского острова приобрела новую форму.
Перед главным фасадом биржи расположилась большая полукруглая площадь, имеющая плавный спуск к воде и огороженная гранитной стенкой. Набережная стрелки Васильевского острова служила пристанью. Ее украшают широкие пологие лестницы и два гранитных шара.
По периметру Биржевой площади в 1896 году был разбит сквер. В 2003 году в сквере появилась новая достопримечательность - якорь 18 века, поднятый со дна Невы у Шкиперского протока.
Колонны на стрелке Васильевского острова были задуманы Тома де Томоном как маяки порта и выполняли эту функцию до 1885 года. Установлены они были в 1810 году. Колонны декорированы рострами - носовыми украшениями, от которых и получили свое название. В наше время огонь на ростральных колоннах зажигается по праздникам.
Фасады здания биржи, построенного в духе храмов Древней Греции, украшены скульптурными группами, изображающими морских богов. Соответственно общему стилю, в котором оформлялась стрелка Васильевского острова, ростральные колонны тоже украшены аллегорическими скульптурами, изображающими морские божества.
Завершающей чертой создания ансамбля стала постройка северного и южного пакгаузов, имеющих одинаковое архитектурное решение. Сейчас в южном пакгаузе располагается зоологический музей, а в северном - музей почвоведения. Их строительство закончилось в 1832 году.
Стрелка сегодня
Мощеная набережная, спускающаяся прямо к воде - любимое место прогулок горожан и гостей города. Она также является местом паломничества молодоженов. Гранитная стена, ограждающая набережную, украшена каменными мордами львов, держащих в пасти медные кольца. Согласно сложившейся традиции, необходимо подержаться за кольцо, чтобы супружеская жизнь была долгой и счастливой. Девушкам, желающим выйти замуж, рекомендуется поцеловать льва в нос. На площади проводятся общегородские праздники, народные гуляния, концерты.
Васильевский остров, стрелка (Санкт-Петербург) известны во всем мире. Панорама архитектурного ансамбля является одним из самых популярных видов и служит визитной карточкой города. Его изображение расположено на пятидесятирублевой купюре.
Фото -
Ростральные колонны
Стрелка ВО. Биржевая пл., 4х
1805-1810 - арх. Тома де Томон Ж.-Ф.
1926-1928, 1947-1949, 1997-1998 - реставрация
Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга - являются неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова. Возведены по проекту арх. Ж.-Ф. Тома де Томона одновременно с центральным зданием Биржи в 1805-1810 гг. (торжественное открытие Биржи состоялось в 1816). Две монументальные колонны дорического ордера установлены у спуска к Неве, по сторонам полукруглой площади перед зданием Биржы. Они должны были служить маяками и вместе с тем подчеркивать значение Биржевого здания как центра Петербургского порта. Ростральные колонны являются и памятником военно-морской славы России.
Для составления проекта нового облика Стрелки ВО Тома де Томону потребоваось несколько лет поисков. При работе над архитектурным ансамблем он создал несколько разных вариантов её образа. Композиционная идея центрально расположенного здания Биржи и фланкирующих его Ростральных колонн возникла уже в 1801 г. Долго и тщательно архитектор работал над выверением пропорций Ростральных колонн. В первоначальном проекте колонны носили декоративный характер, были небольшими по размерам. В дальнейшем Ростральные колонны были отодвинуты от здания Биржи, увеличен их размер, введен скульптурный декор. Окончательный проект был утвержден 26 февраля 1804 г. После утверждения проекта была создана "Комиссия по построению биржевого здания и обложеню невского берега камнем" во главе с Н. П. Румянцевым. Монументальным сооружениям ростральных колонн придавалось огромное значение. Об этом говорит тот факт, что все работы по их проектированию и строительству проводились под руководством Совета Академии художеств, возглавляемым А. Д. Захаровым.
Ростральные колонны (от лат. rostrum - нос корабля) - монументальные памятники, символизирующие морские победы, морское могущество страны. Традиция установки Ростральных колонн восходит к Древнему Риму. Ростральные колонны в России получили распространение в период классицизма.
Ростральные колонны появились на Стрелке Васильевского острова в 1810 г. Считается, что одна из них была маяком для судов на Малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 г., когда торговый порт был переведен на Гутуевский остров.
Высота каждой колонны 32 м. Колонны украшены металлическими скульптурными изображениями ростр - носовых частей кораблей и изображениями якорей. У подножий Ростральных колонн 4 скульптуры. Скульптура выполнена из пудостского камня. На вершинах на квадратных площадках установлены металлические треножники с чашами-светильниками. Доступ к чашам - по винтовым лестницам, устроенным внутри колонн. Колонны покоятся на ступенчатых гранитных основаниях, которые одновременно служат постаментами каменных изваяний.
В определении наименования фигур у подножия Ростральных колонн отсутствует единство мнений. Утверждение, что здесь представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек. Лишь тематическое согласование со скульптурным оформлением Биржи и некоторые атрибуты говорят в пользу этой точки зрения - одна из мужских фигур правой рукой сжимает рулевое весло, а левая покоится на сосуде, из которого струится вода. Мужчина у второй колонны левой рукой опирается на лот. Обе женщины изображены с мореходными атрибутами; одна из них держит еще и рог изобилия, наполненный фруктами.
Томон предполагал отлить все украшения Ростральных колонн к из чугуна, но никто не взялся за такую сложную работу. Поэтому в 1809 г. было решено сделать скульптуры из пудостского камня, а трофеи из железа. Пудостский камень добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость. Структура этого камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности.
Для создания скульптурного убранства Ростральных колонн "Комиссия..." обратилась в Академию художеств. Совет АХ решил поручить этот заказ скульпторам В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротиловау, И. И. Теребенёву, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву. Но запрошенная ими цена показались академии высокой, и был объявлен конкурс. Желающие выполнить скульптурные группы за меньшую цену нашлись. Позднее удалось установить авторов скульптур. Аллегорические статуи изготовлены по моделям скульптора из Антверпена И. Камберленом (Днепр) и француза Ж. Тибо (Нева, Волхов и Волга), с которыми был хорошо знаком Тома де Томон. Мужская фигура на северной колонне - работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта. ? Выполнение в 1809-1811 гг.
Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн. Примечательна композиция и пластика фигур, рассчитанная на обзор издалека. Все фигуры сидят в почеркнуто застывшей позе, угадывается лишь сдержанная внутренняя динамика. Формы выявленны обощенно. В композиции фигур сохранено ощущение каменного блока, что почеркивает монументальность фигур.
Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы при строительстве Ростральных колонн были выполнены артелью мастера С. К. Суханова. Производство якорей и ростов было поручено кузнецам Шапову, Васильеву и Королькову.
Главным украшением Ростральных колонн являются ростры. С античных времен якори и ростры служили трофеями, добытыми в морских сражениях. На стволе каждой колонны симметрично в 4 яруса укреплены по 8 корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная их пара расположена внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, а другая - к реке. Ростры украшает фигура речного божества - наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую - изображения морских коньков. (тритон, волк)
Колонны также украшены рельефными якорями.
На вершинах колонн установлены металлические треножники с чашами: в XIX в. в них заливалось масло, которое зажигали с наступлением сумерек, и Ростральные колонны служили в качестве маяков при подходе к Петербургскому морскому порту. Доступ к чашам осуществлялся по винтовым лестницам, находящимся внутри колонн. Маяки служили до 1885 г., их зажигали в туман и ночью. Внутри колонны имеют винтовые лестницы, ведущие на верхние площадки, где помещены треножники с жаровнями, предназначенные для сигнальных огней. Вначале в жаровнях жгли конопляное масло, но раскаленные брызги падали вниз на головы прохожих. Потом заливали смолу. В 1896 г. к светильникам подвели электрические лампы, но в связи с большими расходами на электричество этот способ освещения был отвергнут.
Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 г.
В годы Великой Отечественной войны декоративное убранство Ростральных колонн пострадало от осколков артиллерийских снарядов и авиабомб. Послевоенным восстановлением скульптурных групп у Ростральных колонн руководил скульптор И. В. Крестовский. В 1947-1949 все детали заменены дубликатами, изготовленными из листов патинированной меди.
В 1957 г. к чашам светильников был проведён газ. В этом году (с опозданием) отмечали 250-летний юбилей Петербурга. В дни празднования были впервые зажжены газовые факелы. По традиции они зажигаются ежегодно в дни празднеств и торжеств.
Реставрационные работы проводились в 1926-1928 и 1947-1949 гг. Последние проходили в 1998-1999 гг.
Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, осадков, промышленных выбросов. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.
Во второй половине 1920-х гг. власти г. Ленинграда были вынуждены срочно начать восстановление городских памятников (в том числе и Ростральных колонн), т.к. к этому времени многие из них находились в катастрофическом состоянии. Для проведения восстановительных работ были приглашены известные профессиональные скульпторы. Руководил работами ск. И. В. Крестовский. О состоянии памятника Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставрации, проводившейся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, и каждый раз новым цветом. Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок". И в дальнейшем возобновление утраченных деталей осуществлялось по сложившимися традициями - из цементных растворов с применением железных крепежных стержней и скоб, что становилось причиной новых разрушений природного камня. При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.
В 1996 г. встал вопрос об очередной реставрации. При реставрации скульптуры Ростральных колонн использовалась методика, разработанная НИИ "Спецпроектреставрация" и опробованная сотрудниками Эрмитажа при реставратии Адмиралтейства. В первую очередь скульптура была промыта, удалены сажистые загрязнения, а затем нейтрализованы биопоражения. Поздние доделки, выполненные из чужеродных материалом, способствовавших разрушению скульптуры, были удалены. Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей, выполнив их в пудостском известняке. Крепление недостающих деталей, устранение сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технология изготовления стержней разработана в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику в реставрационной практике. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк.
(О. Мозговая. Ростральные колонны - символ морских побед. журн. Наука и жизнь. N 2. 2000.)
Сейчас по ночам Ростральные колонны и другие сооружения Стрелки Васильевского острова подсвечиваются прожекторами. На молодежном сленге Ростральные колонны называют "Факела".
([*] - Ленинград. Планировка и застройка. 1945-1957.)
(Шуйский В. К. Тома де Томон. (Зодчие нашего города). Лениздат. 1981. С. 26-149.)
(Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Искусство. Ленинградское отделение. 1991. С. 35, Mary)
(Энциклопедический справочник. Санкт-Петербург. М. Большая Российская энциклопедия. Белова Л. Н.)
(И. Лисаевич. И. Бетхер-Остренко. Скульптура Ленинграда. Изд. Искуство. Ленингра. Москва. 1965. С. 37-44., Mary)
(Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга, Три века истории.Славия.,СПб.,2004.
Пукинский Б..Санкт-Петербург 1000 вопросов и ответов.Норинт.,СПб. 2007.)
(Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. СПб, 2010)
(по материала СМИ, Mary)
(Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX-XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. М., 2008.)
О дним из самых важных проектов в жизни архитектора и рисовальщика Жана Франсуа Тома де Томона стало создание ансамбля стрелки Васильевского острова с величественным зданием Биржи и ростральными колоннами. Портал «Культура.РФ» вспоминает наиболее интересные факты о строительстве и украшении стрелки.
Фотография: Андрей Кекяляйнен / фотобанк «Лори»
Биржа Джакомо Кваренги . История стрелки Васильевского острова началась задолго до того, как здесь появилось здание работы Тома де Томона. В XVIII веке на этом месте уже была Биржа. В 1730-х ее построили из дерева, а в 1780-х решили перестроить в камне. Возведение новой Биржи поручили Джакомо Кваренги. Он спланировал постройку овальной формы с двумя портиками, к которым должны были вести гранитные лестницы. Однако строительные работы шли очень медленно. В землю было забито 10 тысяч свай, на которых успели возвести цоколь и стены, на этом процесс остановился. В казне не хватало средств, а купцам, которые также участвовали в финансировании, новая Биржа категорически не нравилась. Главной претензией было то, что здание не вписывается в городской пейзаж. Кваренги предлагали внести в постройку изменения, но тот не хотел потакать «грубым вкусам».
Кофе как источник вдохновения . В 1805 году новый проект здания Биржи поручили разработать Жану Франсуа Тома де Томону. До этого архитектор не строил ничего столь монументального, а ведь ему, помимо здания, предстояло спроектировать ансамбль всей стрелки Васильевского . По легенде, Тома де Томон долго не мог закончить архитектурный проект. И якобы идея ансамбля пришла к архитектору за утренним кофе. Его жена накрывала на стол и поставила на овальный поднос симметрично две чашки, а между ними - кофейник. Так Жан-Франсуа Тома де Томон представил перед собой всю геометрию будущей площади со зданием Биржи и двумя ростральными колоннами по сторонам.
«Плагиатор» Тома де Томон . Вдохновляли Тома де Томона его же альбомы с зарисовками римских памятников, которые архитектор сделал во время путешествия в Италию. Также Тома де Томон переосмыслил некоторые нереализованные проекты коллег-архитекторов, за что его даже упрекали в копировании чужих идей. Проектируя здание Биржи, Тома де Томон учитывал и архитектурные тенденции того времени - господство классицизма , пожелания купцов-заказчиков, которые видели здание Биржи символом торговой мощи России, и особенности петербургского климата. Монументальное здание строилось с учетом возможного наводнения, поэтому оно было поднято на мощный стилобат - постамент. Расчеты Тома де Томона оправдались. Во время сильнейшего наводнения 1824 года, когда городские набережные сильно пострадали от разлива Невы, вода дошла практически до уровня стилобата, но не прорвалась внутрь здания на стрелке Васильевского острова.
Детище Кваренги - на кирпичи . Проект Биржи Тома де Томона не предусматривал сохранение старого здания. Архитектор предлагал полностью снести его, а строительный мусор использовать для насыпи набережной. Маститый архитектор Кваренги, автор Эрмитажного театра и здания Академии наук, пришел в бешенство, когда узнал об этом. Чтобы примирить зодчих, граф Александр Строганов - руководитель Академии художеств - предложил провести торги. Он рассчитывал, что кто-то захочет купить недостроенное здание Кваренги. Однако желающих не нашлось, и старую Биржу разобрали. При этом удалось сохранить два миллиона кирпичей, которые использовали при строительстве нового здания.
Петербургский Парфенон . Жан Франсуа Тома де Томон хотел построить здание, подобное памятнику античной архитектуры - главному храму Акрополя Парфенону. Свою величественную Биржу Тома де Томон развернул фасадом к Неве. Прямоугольное здание опоясывала колоннада из 44 колонн. К гранитному стилобату, на котором возвышалась Биржа, вели широкие лестницы. Большую часть внутреннего пространства занял огромный главный зал площадью 900 квадратных метров. Один из современников Тома де Томона писал: «Внутренняя зала есть одна из прекраснейших в столице по обширности своей и пропорции» .
Строительство стрелки . Жан Франсуа Тома де Томон руководил не только строительством Биржи, но и всего архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова . Мыс полностью «переоборудовали». Перед Биржей появилась полукруглая площадь, к береговой линии мыса досыпали грунт, а на нем устроили полукруглый выступ. Стрелку оформили гранитными спусками к Неве, их украшали большие каменные шары. По легенде, мастер-каменотес Самсон Суханов, который участвовал в декорировании всего архитектурного ансамбля, вырубил их на глаз.
Ростральные колонны - маяки или памятники морской славы . Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова были построены одновременно со зданием Биржи в 1805–1810 годах. Свое название они получили из-за того, что на них расположены декоративные изображения носовых частей корабля - «рострумы». Такими традиционно украшали триумфальные колонны еще со времен Древнего Рима. Считается, что изначально ростральные колонны задумывались как маяки - в чашу на вершине должны были наливать смолу и поджигать ее, что указывало путь кораблям, идущим в торговый порт. Однако, возможно, ростральные колонны всегда служили лишь триумфальным памятником, в котором факел горел только по праздникам.
Скульптурное оформление ансамбля . Первоначально создавать скульптуры для архитектурного ансамбля пригласили Федоса Щедрина и Ивана Прокофьева, но за свою работу художники запросили слишком высокую цену. В итоге декорировали Биржу менее известные мастера, чьи имена остались неизвестны. Над главным входом здания разместилась скульптурная группа «Нептун с двумя реками», на противоположном фасаде - «Навигация с Меркурием и двумя реками». Скульптурным оформлением соседних ростральных колонн занимались Жозеф Камберлен и Жак Тибо - они выполнили четыре аллегорические фигуры русских рек -