Где находится аничков дворец. Аничков дворец – символ монаршей любви к России (1) - Вопросы истории. Аничков дворец: где находится и как добраться
Есть в северной столице России очень красивое здание - Аничков дворец, - сооружение, являющееся объектом культурного наследия РФ. Оно расположено за Аничковым мостом, на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Его начали строить в 1741 г. после восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, а в последующем нередко перестраивали. В строительстве, отделке дворца принимали участие такие известные всей России архитекторы как М.Г.Земцов, Б.Ф.Растрелли, И.Е.Старов, Дж.Кваренги, К.И. Росси и др. Сегодня в этом здании расположен Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных.
Великолепный памятник русской культуры XVIII-XIX вв. помимо своих архитектурных достоинств является типичным образчиком монаршей любви династии Романовых друг к другу. История дворца - яркое свидетельство того, во имя кого и для чего создавался монархический строй. И не только в России.
А теперь немного истории. В августе 1741 г. царица Елизавета купила в С.-Петербурге у лесоторговца Д. Лукьянова обширный участок земли, к которому присоединила смежные участки и повелела построить здесь дворец для своего фаворита Алексея Разумовского, с которым была тайно обвенчана. А.Г.Разумовский являлся выходцем из Малороссии и пел в церковном хоре императрицы Анны Иоанновны. Как писал польский историк К.Валишевский «красавец хохол бывал иногда «буен во хмелю», но буйство ограничивалось только сокрушением мебели» (2). Впрочем, морально-нравственный облик династии Романовых не является предметом настоящей статьи; в современной России Романовым придан ореол религиозной святости. Поэтому оставим в стороне распутство, тайные браки, незаконнорожденных детей, убийства, пострижение в монастырь и др. деяния семьи Романовых. Пусть церковь молится за грешных и заблудших!
Продолжим историю Аничкова дворца. После рассмотрения более десятка проектов, императрица Елизавета разрешила начать строительство дворца. И он действительно вышел на славу! Главным своим фасадом сооружение было обращено к Фонтанке. Особым каналом Фонтанка была соединена с гаванью, которая была устроена посередине парадного дворца. По обеим сторонам канала были возведены две галереи-колоннады, а над корпусом дворца, выходившим к нынешнему Невскому проспекту - обширный висячий сад. По каналу гости подплывали на шлюпках к ступеням дворца, где их встречали многочисленные слуги.
Рядом с дворцом, на месте Александринского театра, в царствование Елизаветы был сооружён павильон, в котором размещалась картинная галерея, проводились балы, концерты и маскарады. Вдоль Невской першпективы (нынешний Невский проспект) от Аничкова дворца тянулся пруд с насыпанными берегами. А на месте нынешней Национальной библиотеки («Публичка») были построены теплицы и оранжереи. Прислуга дворца проживала в здании на Садовой улице. Весь это дворцовый комплекс, принадлежавший любовнику и тайному мужу императрицы, как наверное понимает читатель, стоил немалых средств и трудозатрат «блистательной империи» дома Романовых.
Аничков дворец, 1749-1750 гг.
В 1767 г. Алексей Разумовский продал Аничков дворец в казну, и новая императрица, Екатерина II, подарила его уже своему фавориту - Григорию Потёмкину. Тот, однако, через некоторое время перепродал полученный подарок купцу Н. Шемякину. Но верная тайная жена Г.А. Потёмкина (вот они любящие жёны!) Екатерина II, проявив поистине монаршую любовь, выкупила Аничков дворец и снова подарила его своему фавориту. При этом архитектор И.Е. Старов произвёл в нём значительные перестройки в духе раннего классицизма, позволившие светлейшему князю устраивать здесь роскошные празднества, вызывавшие зависть у иностранцев. Однако в «золотой век России» денег почему-то не хватало не только у простонародья, но и у высокопоставленных придворных. В итоге Г. Потёмкин, ссылаясь на «острую нужду», в 1785 г. вновь продал Аничков дворец, но на этот раз - в царскую казну.
Чиновники долгое время не знали, как использовать обширные помещения дворца. В результате, сначала сюда был переведен Кабинет Ее Величества, а позже – Дирекция императорских театров. Архитектор Дж. Кваренги возвёл перед дворцом два отдельных здания и в 1809 г. Александр I подарил дворец своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Г. Ольденбургским. Здание дворца при этих владельцах перестраивал зодчий Л. Руска. В 1816 г. Екатерина Павловна вторично вышла замуж за наследного принца В. Вюртенбергского (Г. Ольденбургский умер в 1812 г.). Перед отъездом к мужу за границу она продала дворец в казну за 2 000 000 рублей. С этого времени дворец стал собственностью императорской фамилии.
Аничков дворец, 1810-е гг.
В 1817 г. Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к предстоящей свадьбе. После этого уже знаменитый К.И. Росси в 1817-1818 гг. перестраивал многие дворцовые помещения. Кроме того, архитектор построил т.н. Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад (при участии А.А. Менеласа и И.А. Иванова). В 1818 г. Росси оградил комплекс от расположенной возле него Театральной площади (ныне площадь А.Н. Островского) чугунной решёткой, а саму площадь очистили от лишних строений. Наследник престола остался довольным.
В 1825 г. Николай Павлович стал императором, а на следующий год присвоил Аничкову дворцу статус императорского. Дворец называли «собственным Его Императорского Величества». В Аничковом дворце походили грандиозные торжества, участие в которых, часто против своего желания, должна была принимать чета Пушкиных.
Следующим хозяином Аничкова дворца в 1841 г. стал великий князь Александр Николаевич (будущий Александр II), которому он был подарен отцом на свадьбу. В 1853 г. сюда были проведены водопровод и канализация.
После смерти Николая I в 1855-1860-х годах в усадьбе жили вдовствующая императрица Александра Фёдоровна и великий князь Николай Николаевич, которому строили собственный дворец. В 1865 г. над Аничковым дворцом работал архитектор Жибер для наследника престола, сына Александра II, великого князя Николая Александровича. Но Николай Александрович неожиданно умер. После этого дворец стал резиденцией великого князя Александра Александровича, будущего Александра III. Дворцовый комплекс был подарен ему на свадьбу Александром II. Здесь же состоялась свадьба великого князя и датской принцессы Дагмары (будущей императрицы Марии Фёдоровны). Александр III часто жил в Аничковом дворце, опасаясь террористов. В 1868-1875 гг. над интерьерами дворца работал И.А. Монигетти.
Аничков дворец
В Аничковом дворце прошло детство будущего императора Николая II. 1874-1875 гг. архитектор К.К. Рахау сделал новый парадный подъезд в виде аркады, а над ним возвёл зимний сад. В 1886 г. в Аничковом дворце работал архитектор М.Е. Месмахер. В 1885-1886 гг. заложили аркаду первого этажа здания Кабинета (архитектор Н.А. Шильдкнехт).
Последней хозяйкой дворцового комплекса была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. При ней продолжилась перестройка зданий дворца. В частности, в здании Кабинета Е. И. В. в 1915-1916 гг. архитектором А.Я. Белобородовым был устроен парадный зал в неоклассических формах. А в 1914 г. помещения дворца в последний раз увидели царствующих особ во всем их великолепии, в церкви Аничкова дворца состоялось венчание племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны и князя Ф.Ф. Юсупова.
Аничков дворец
Сразу после революции Аничков дворец национализировали. В 1918-1935 гг. во дворце создали Музей города (предшественник Музея истории Петербурга). В 1937 г. по инициативе С.М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров, самый большой в СССР. Для этого в 1936-1937 гг. Аничков дворец реконструировался по проекту архитекторов А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского. Здесь был создан кинозал, две комнаты отдыха расписаны мастерами из Палеха на мотивы произведений А.С.Пушкина и А.М.Горького. Открылось более сотни детских кружков. Особенно знаменитым стал шахматный, который посещали В.Корчной, Б. Спасский, М. Тайманов. Воспитанниками дворца стали будущие академик Н.П. Бехтерева, летчики-космонавты Б.А. Шаталов и Г.М. Гречко, артисты С. Юрский, А. Фрейндлих, Е. Образцова и др. В советское время работа Дворца пионеров не прекращалась даже в годы блокады города немецко-фашистскими захватчиками. Ленинградская ребятня провела здесь самые интересные годы своего детства...
История Аничкова дворца, это история России в микроскопическом виде. Трудно даже представить, во сколько обошёлся нашему народу один единственный дворец, который покупали и продавали, строили и перестраивали, естественно, за государственный счёт и народные деньги. Сколько человеческих жизней, материальных и финансовых средств, было затрачено на удовлетворение «вкусов», причуд и прихотей монарших особ, трепетно, как любят говорить сегодня, «любивших Россию». И только советская власть положила этому конец - дворец был передан детям. А ведь сколько подобных дворцов и дворцовых комплексов, парков, зданий и сооружений принадлежало многочисленной семье Романовых, содержать которые призвана была «благодарная Россия».
Сегодня, когда некоторая часть российских граждан вдруг возлюбила институт монархии, питая необъяснимое, почти религиозное чувство уверенности в «справедливость» и «доброту» царского строя, стоит вспомнить и о крепостничестве, и о сословном обществе с "чернью" и "господами", и об отсутствии каких-либо политических свобод в императорской России, заменить которые были призваны расстрелы, тюрьма и каторга. Наконец стоит вспомнить и о том, во сколько обходилась народу императорская семья и их ближайшие родственники. Что касается монаршей любви, то направлена она была в первую очередь на самих себя, о чём так красноречиво свидетельствует история Аничкова дворца С.-Петербурга.
Аничков дворец сегодня
Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных занимает историко-архитектурный ансамбль на углу реки Фонтанки и Невского проспекта, включающий Ани́чков дворец и Императорский кабинет. Аничков дворец стал вторым домом для многих поколений петербуржцев - с участия в кружках для многих начался путь в профессию, здесь зажигались настоящие "звёзды", которые и сейчас демонстрируют успехи в различных науках и видах искусства. Город+ решил провести небольшой ликбез и изложил основные вехи истории этого удивительного здания на Невском проспекте.
Первый дворец на Невском проспекте
Территория между Садовой улицей и Фонтанкой вдоль Невского проспекта, где сейчас располагается Аничков дворец, в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру - первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. Однако после дворцового переворота 25 ноября 1741 года на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета, которая и приказала построить дворец на месте полкового двора преображенцев. Ни для кого не было секретом, что строился дворец для фаворита Елизаветы Петровны - графа Алексея Григорьевича Разумовского.
Созданием проекта и собственно строительством дворца занялся архитектор М.Г. Земцов в 1741 году, затем дело было передано Г.Д. Дмитриеву, а завершил строительство Аничкова дворца знаменитый архитектор Ф. Б. Растрелли.
Аничков - первый дворец на Невском проспекте . Своё название он получил от Аничкова моста, находящегося рядом. В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону - это говорит о том, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города. Многие гости прибывали во дворец по воде, а потом и главная сторона здания обращена на Фонтанку, ко времени постройки дворца - границу города.
Аничков дворец в XVIII веке
Завершилось строительство здания в 1756 году. Когда граф Разумовский скончался, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а затем в 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, устроившее во дворце большой маскарад на 2500 человек.
В 1776 году Екатерина II выкупила дворец у Разумовского и подарила его графу Г. А. Потёмкину. В последующие два года дворец был перестроен для Потёмкина по проекту И. Е. Старова - с той поры дворец имеет классический, а не барочный облик. В 1779 году в саду была создана галерея с экзотическими тропическими растениями. В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов, и другие увеселительные мероприятия. Затем Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.
В 1794 году в здании было решено разместить Кабинет Его Императорского Величества . Аничков дворец стал личной канцелярией царя. В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки, а в 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.
Фото: ipetersburg.ru
Дворец - лучший свадебный подарок
В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре - великой княгине Екатерине Павловне - по случаю её свадьбы с принцем Георгом Ольденбургским. С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский . Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Именно здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму "Руслан и Людмила".
В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к свадьбе. Как водится у царей, здание снова принялись перестраивать: 1817-1820 годах этим занимался К. Росси. Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад. Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского).
В 1825 году князь Николай Павлович стал императором и через год дал Аничкову дворцу статус императорского. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые презирал А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна.
Хозяевами дворца были Александр II, Александр III, а последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна . Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф, а с 1899 года при Аничковом дворце начала работать школа для детей служащих.
Сразу после революции Аничков дворец национализировали - сначала в нём работало министерство продовольствия, в 1918-1935 годах во дворце функционировал музей города (не только Ленинграда). В корпусах Кабинета с 1918 года работали Отдел коммунальной и социальной гигиены, библиотека Музея города.
12 февраля 1937 года по инициативе С. М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров , самый большой в СССР. Аничков дворец был реконструирован по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Корпуса Кабинета приобрели форму каре. Открылось более сотни детских кружков, и особенно знаменитым стал шахматный, который посещали Виктор Корчной, Борис Спасский, Марк Тайманов. Кроме того, Дворец пионеров посещали Станислав Жук, Лев Додин, Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова.
Дворец Пионеров не прекращал работу всю блокаду, и 28 июня 1942 года здесь провели торжественный вечер выпускников ленинградских школ, а к 1945 году дворцовый комплекс был отреставрирован.
В 1990 году Дворец пионеров преобразован в Дворец творчества юных .
Фото: saint-petersburg.com
Дворец сегодня
По сей день двери Дворца открыты юным петербуржцам: здесь функционирует множество различных кружков по искусству, науке, технике, спорту, общественной деятельности и т.д. Одно из крупнейших структурных подразделений Дворца творчества юных - отдел гуманитарных программ и детских социальных инициатив . Ребята могут выбрать любое из интересующих их направлений деятельности: журналистику, основы этикета, краеведение, музейное дело, курс культуры речи экскурсовода, основы макетирования и дизайна, вступить в туристско-краеведческий клуб, пройти школу вожатого.
Для школьников, увлекающихся техникой , во Дворце также предусмотрены разнообразные кружки: автомоделирование, конструирование беспилотных летательных аппаратов, робототехника, занимательная математика, 3D-моделирование, изучение космоса, моделирование в графических редакторах, фотостудия, основы программирования, электротехника и многое другое.
Огромное внимание уделяют в Санкт-Петербургском дворце творчества юных и музыкальному воспитанию маленьких петербуржцев - здесь обучают игре на различных инструментах, пению, даже художественному слову! Кроме того, в Аничковом дворце есть свой оркестр, театральная студия, класс хореографии и студия изобразительного искусства. В общей сложности, во Дворце творчества юных работает более 200 кружков - здесь каждый найдёт себе занятие по вкусу!
Круглый год здесь проходят фестивали и конкурсы, игровые программы и спектакли, предметные олимпиады и научные конференции. Среди выпускников Аничкова дворца - несколько поколений выдающихся деятелей культуры, науки, спорта. За 80 лет существования Дворец как образовательное учреждение для юных петербуржцев шагнул далеко за стены Аничковой усадьбы. В курортной зоне на Карельском перешейке расположен Загородный центр детско-юношеского творчества "Зеркальный", два современных комплекса, открытых уже в XXI веке: эколого-биологический центр "Крестовский остров" с современными лабораториями, теплицами и вольерами и учебно-оздоровительный комплекс, включающий в себя бассейн, тренажерные залы, залы для гимнастики и хореографии.
Текст: Юлия Севостьянова
Адрес: Невский проспект, 39
Аничков дворец (Невский проспект, 39) – одно из старейших зданий на Невском проспекте. Назван дворец так по имени находившегося рядом Аничкова моста , который в свою очередь получил это имя от древнейшего столбового дворянского рода Аничковых, принимавших живое участие в развитии Санкт-Петербурга.
История
Возведение данного императорского дворца началось в 1741 году по проекту архитектора М.Земцова , но из-за смерти автора строительство продолжил и закончил Б.Растрелли в 1753 году . Место строительства определила вошедшая на престол Елизавета Петровна . Дело в том, что до будущего дворца здесь размещался Преображенский полк, сыгравший существенную роль в воцарении на престоле Елизаветы. Память об этом и должен был увековечить новый дворец.
Здание относилось к распространенному в то время стилю барокко , и своей красотой дворец призван был украшать столицу со стороны въезда в нее от пограничной окраины города - реки Фонтанки . К дворцу, стоящему боком к проспекту (который в те годы еще не был полноценным проспектом) была прорыта гавань от Фонтанки. И именно к этой гавани лицом и стоял новый дворец. Позади дворца в сторону Садовой улицы был организован сад с фонтанами, скульптурами и цветниками.
Аничкову дворцу было суждено стать вечным «подарком» . Почему-то его очень любили дарить сильные мира сего своим фаворитам и родственникам. Первым хозяином дворца был фаворит Елизаветы Петровны, ее тайный супруг – Алексей Разумовский , которому дворец сразу же и был подарен. Далее, Екатериной Второй этот дворец, выкупленный у Разумовских, был преподнесен в дар опять-таки фавориту Г.Потемкину . При нем в конце 70-х годов 18 века дворец превращается в сооружение строгого классического стиля – исчезли разноэтажность, декоративные лепнины и гавань.
К концу 18 века Дворец (опять выкупленный императорской казной) служил местом размещения Кабинета Его Императорского Величества . Тогда были сооружены отдельные дворцовые корпуса , выведшие дворец к набережной Фонтанки (дома 39Б и 39В). Но уже в 1809 году Александр Первый преподносит дворец в качестве свадебного подарка своей сестре Екатерине , а после ее отъезда с супругом за границу, вновь выкупает дворец в казну, чтобы подарить его на свадьбу брату Николаю (Первому).
При новом хозяине происходят очередные видоизменения дворца. Архитектором Росси усовершенствуются интерьеры, увеличивается территория дворца за счет пристройки на южной стороне дугообразного корпус а (39К), а на западе двух одноэтажных павильонов (39Г и 39Е). Сам же дворец с придворцовой территорией композиционно вливается в ансамбль площади Александрийского театра (сегодня площадь Островского).
Николай Первый дольше всех пользовался дворцом, в котором или проживал с семьей или устраивал в нем балы. Здесь рос его сын Александр Второй , которого обучал поэт В.Жуковский , имеющий при дворце свои апартаменты. В этот дворец в ноябре 1936 года приходил А.Пушкин , вызванный императором с целью отменить намечающуюся дуэль.
В 1841 году дворец опять становится очередным свадебным подарком – теперь уже Александру Второму , а к середине 60-х годов (опять-таки к свадьбе) - Александру Третьему , который делает дворец своей резиденцией. При нем также происходит ряд внутренних изменений дворца, а окна украшаются витражами русского мастера В.Сверчкова. После смерти Александра Третьего здесь проживала его вдова Мария Федоровна.
Комплекс Аничкова дворца в Питере сегодня
После октября 1917 года Дворец какое-то время использовался в качестве музея . А в 1937 году в нем обосновался Дворец пионеров , ставший сегодня Дворцом творчества юных . Первой блокадной зимой во Дворце пионеров был оборудован временный хирургический госпиталь.
Современный Дворец творчества открывает юным жителям Северной столицы миры различных увлечений. В нем проводятся тематические конкурсы, фестивали, олимпиады и семинары. А еще во дворце существует Аничков лицей , где самые способные дети могут получить среднее образование.
Аничков дворец в Санкт-Петербурге фото внутри
Самим осмотреть дворец не представляется возможным, но его вполне реально посетить с небольшой 1,5 часовой экскурсией , которая проводится сотрудниками Музея Аничкова дворца. Во время экскурсии можно пройти по торжественным залам дворца, зимнему саду, дубовому кабинету и т.д., а также услышать интересные истории о бывших царственных владельцах этого уникального дворцового сооружения и о сегодняшних днях Дворца, принадлежавшего ныне юным дарованиям.
В 1741 году Императрица Елизавета купила участок земли на реке Фонтанке. Императрица поручила строительство дворца архитектору М.Г. Земцову, но Земцов умер, не успев завершить проект. Работу заканчивал его ученик Г.Д. Дмитриев и Ф.Б. Растрелли в 1747-1751 годах.
Дворец состоял из центрального трехэтажного корпуса и двух трехэтажных флигелей, увенчанных куполами. Во флигеле, протянувшейся вдоль Невской перспективы, находилась дворцовая церковь.
Главный, обращенный к Фонтанке фасад дворца был оформлен тремя повышенными на этаж выступами – ризалитами, центральный из которых был увенчан треугольным фронтоном. Кроме того, главный фасад был украшен высоким крыльцом с портиком, поддерживающим балкон. Посреди парадного двора была вырыта прямоугольная гавань, связанная с Фонтанкой каналом, по которому гости могли прямо подплыть к ступеням парадного входа. Земли усадьбы простирались до самой Садовой улицы. На месте Александринского театра и сквера в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея Разумовского, здесь же ставились итальянские оперы и французские трагедии, устраивались балы. На месте публичной библиотеки находились конюшни, сараи, погреба, а также теплицы и оранжереи, где росли «заморские априкозовые (апельсиновые) деревья», сливы, виноград. В здании, построенном вдоль Садовой улицы, жила дворцовая прислуга.
Императрица Елизавета Петровна
Граф А.Г.Разумовский
Владелец дворца – Алексей Григорьевич Разумовский – был тайным мужем императрицы Елизаветы Петровны. Он родился в семье украинского казака, имел прекрасный голос, но был знаменит, прежде всего, своей красотой и добродушием. Обладая огромной властью, он практически ей не пользовался, лишь иногда выспрашивал милостей у своей супруги и повелительницы для своей многочисленной украинской родни.
После смерти А.Г. Разумовского Аничкова усадьба перешла его брату гетману Кириллу Григорьевичу Разумовскому, который здесь почти не жил. Позже Екатерина II , выкупила дворец и подарила его своему фавориту графу Григорию Потемкину. Еще позже дворец стал собственностью династии Романовых.
В 1776 – 1778 годах дворец был перестроен архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма. Разноэтажность постройки была уничтожена и дворец принял строгий и монотонный вид. В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено отдельное здание, которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста.
В 1817 году в дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского). В 1841 году Николай I подарил дворец, на свадьбу, сыну Александру, будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему императору Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади.
Аничков дворец при императоре Александре III
Император Александр III с семьей, находясь в Петербурге, жили в Аничковом дворце. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев вспоминает: «Император обыкновенно после завтрака садился у окна с видом на Невский проспект. Он любил рассматривать, проходящих и едущих по Невскому и делал свои замечания. Но не меньше чем император любил наблюдать за своими поданными, любили и подданные смотреть на императора, когда он зимой в Аничковом саду скатывал снег в огромные с человеческий рост, комья. В саду Аничкового дворца были устроены ледяные горы и каток. Здесь собирались дети и государь охотно возился с ними и играл в снежки».
В Аничковом дворце регулярно проходили балы по нескольку в сезон. По воспоминаниям графа Шереметева «Придворные балы были наказанием для государя. Государь показывался вначале бала, радушно принимал гостей и уходил в свой кабинет. Возвращался он ко времени ужина. И если катильон продолжался слишком долго, а супруга императрица Мария Федоровна не хотела заканчивать танцевать, государь придумал особое средство. Музыкантам было приказано удаляться по одиночке, постепенно оркестр слабел, пока наконец не раздавалась последняя одинокая струна, которая наконец смолкала. Все оглядывались, в недоумении и тогда бал прекращался сам собою».
Император Александр III отличался высоким (193 см) ростом. В юности он обладал исключительной силой - пальцами гнул монеты и ломал подковы. Он совершенно лишён был аристократизма и одевался очень просто. Например, мог одеть солдатские сапоги или в домашней обстановке надеть русскую рубаху с вышитым на рукавах цветным узором.
На углу Невского проспекта и реки Фонтанки был построен по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году. Эти места тогда были границей Петербурга, потому дворец мог считаться как городской резиденцией, так и загородной дачей. Тяжело поверить, что Невский проспект в то время еще имел вид едва ли не обычной лесной просеки; по этой причине Аничков дворец проектировали фасадом к Фонтанке, чтобы украсить въезд в город.
Практическая необходимость в нем для Елизаветы Петровны была не совсем ясна, т.к. одновременно возводились Зимний дворец , дворцовые комплексы в Царском Селе и Петергофе. Как бы там ни было, под руководством архитектора М.Г. Земцова дворец был построен к 1754 году. Впоследствии им также занимались зодчие Ф.И. Демерцов и Ф.Б. Растрелли .
Это владение императрицы было огромным; усадьба занимала пространство между Фонтанкой и Садовой улицей, то есть достигала мест, где сейчас находится Публичная библиотека ; территория была заполнена павильонами и оранжереями. Когда гражданский муж Елизаветы Петровны, певчий Александр Разумовский, уступил место молодому Ивану Шувалову, Аничков дворец был оставлен ему в знак признательности. Так началась длительная история его владения самыми разными фамилиями Петербурга.
Впоследствии Екатерина выкупила Аничков дворец, чтобы повторить поступок своей августейшей предшественницы и преподнести его в дар фавориту - Григорию Потемкину. При новом хозяине многие помещения были переделаны: архитектор И.Е. Старов создал фасады в стиле раннего классицизма, исчезла лепнина и была засыпана гавань; центр дворца украсил треугольный фронтон. Позже, архитектор Дж. Кваренги отстроил торговые ряды в том месте, где находился парадный двор, закрыв, таким образом, обзор дворца со стороны Фонтанки и Аничкова моста. В целом, здание приобрело более строгий вид, который сохранился до нашего времени.
Потемкин от подарка Екатерины II, впрочем, вскоре избавился, продав его купцу по фамилии Шемякин (при этом у Потемкина оставался еще Таврический дворец). История приобрела оттенок анекдота, после того как императрица выкупила его и вторично преподнесла в подарок. Это не помешало фавориту вновь продать дворец в 1785 году - уже в казну. Городские власти долгое время не знали, как применить эти большие помещения с пользой. В результате, сначала сюда был переведен Кабинет Ее Величества, а позже - Дирекция императорских театров.
Последовала серия значительных перестроек под руководством Кваренги, итогом которых стало каре с аркадой, выходящей на Фонтанку. Новой владелицей стала сестра Александра I Елена Павловна, прожившая во дворце до своего второго замужества в 1817 году. При ней под руководством архитектора Л. Руска появились новые интерьеры в стиле классицизма, например, Желтоколонный зал. Однако своего самого преданного хозяина Аничков дворец приобрел в лице цесаревича Николая, будущего императора Николая I.
Для наследника российского престола были сооружены Сервизный корпус, два дополнительных павильона и установлена чугунная ограда, углом выходящая на Невский проспект и Александринский театр . Хорошо известно, что Николай I предпочитал Зимнему, и проводил в нем большую часть времени. В частности, не любимые Пушкиным балы, так увлекавшие его жену Наталью Николаевну, проводились именно здесь. Сюда 23 ноября 1836 года поэт был приглашен на аудиенцию к императору, потребовавшего воздержаться от дуэли. После смерти монарха во дворце жили вдовствующая императрица Александра Федоровна и Николай Николаевич, ожидавший окончания работ по постройке собственной резиденции - Николаевского дворца на нынешней площади Труда.
Следующим царским обитателем двора стал Александр III. Нежелание жить в Зимнем, где умер его отец, дополнилось опасениями за свою жизнь в связи с деятельностью террористов. В результате, со стороны площади была построена глухая стена. Здесь и вырос будущий император Николай II.
После революции в Аничковом дворце размещался Музей города. Но речь шла не только о музее Петербурге: под одной крышей прекрасно уживались Чебоксары и Рим. В начале 30-х богатое убранство интерьеров было продано за границу, а часть работников Музея оказалась на Соловках. В 1937 году городские власти открыли здесь Дворец Пионеров - самый большой в Советском союзе. Занятия в многочисленных кружках с замечательными педагогами посещали шахматист Борис Спасский, Виктор Корчной, театральный режиссер Лев Додин, режиссер Сергей Соловьев, оперная певица Елена Образцова, актриса Алиса Фрейндлих и многие другие. В настоящее время здесь находится Дворец творчества юных, который, с одной стороны, является продолжателем традиций Дома Пионеров, а с другой, является крупным учебным заведением Петербурга, известным под именем Аничков лицей .